РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЕНТ, ПРОВЕДЕННОГО В РАМКАХ ПРОЕКТА ВСЕМИРНОГО БАНКА

Авторы

  • Болатбек Абдрасилов Автор
  • Шугыла Алтыбаева Автор
  • Ляззат Шинетова Автор

Ключевые слова:

ЕНТ, психометрический анализ, валидность, надежность, модель Раша, дистракторный анализ, образовательное оценивание

Аннотация

Настоящее исследование представляет собой комплексный психометрический анализ системы Единого национального тестирования (ЕНТ) в Республике Казахстан, проведенный в рамках проекта Всемирного банка «Модернизация среднего образования» (далее - ВБ). Исследование основано на многоуровневом подходе, сочетающем три ключевых компонента: профессиональную подготовку 350 разработчиков тестов в соответствии с международными стандартами тестологии; создание и психометрическую валидацию базы из 8 848  тестовых заданий по 15 дисциплинам; применение комплементарных аналитических методов (CTT и модели Раша). Ключевые результаты исследования демонстрируют высокий уровень психометрической состоятельности разработанного инструментария: 90,7% заданий соответствуют критериям валидности и надежности. Выявлены статистически значимые различия в показателях надежности между предметными областями и языковыми версиями тестов, что требует дальнейшего изучения с учетом когнитивно-лингвистических факторов. Особое внимание уделено анализу дифференцирующей способности заданий и эффективности дистракторного аппарата. Результаты подтверждают корректность методологических подходов к разработке тестовых материалов и их способность достоверно дифференцировать испытуемых по уровню предметной подготовки. Практическая значимость исследования закладывают основы для проведения дальнейших исследований и выработки рекомендации в данной сфере. Исследование представляет интерес для специалистов в области психометрии, разработчиков тестовых материалов и образовательных политиков, занимающихся вопросами совершенствования систем оценивания образовательных достижений.

Загрузки

Опубликован

2025-03-28

Выпуск

Раздел

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ